ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКА. К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ. В УСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Психологические аспекты подготовки к действиям
в особых случаях полета
Одной из задач подготовки летчика является сохранение йы — сокого уровня его профессиональных качеств при усложнении условий захода на посадку. Такие условия деятельности типичны для случаев, когда внезапно возникают неблагоприятные обстоятельства, угрожающие безопасности полета, т. е. аварийная ситуация. Степень воздействия аварийной ситуации на Летчика, а следовательно, эффективность и надежность его действий определяются обстоятельствами возникновения и течения ситуации, характером поступающей к летчику информации, а также готовностью к действиям в усложненных и аварийных условиях. Причем различия в степени готовности летчиков успешно действовать в аварийной ситуации наиболее существенно проявляются при поступлении недостаточно определенной, ложной или противоречивой информации о случившемся. Различие времени опознания, например, достигает двух порядков (от 3 до 300 с); субъективная оценка сложности ситуации может быть различной: от признания своего бессилия до мнения об абсолютной простоте действий. Поэтому можно сделать вывод о’ связи особенностей поведения прежде всего с особенностями подготовки каждого летчика. В понятие «подготовка» мы вкладываем широкий смысл, включаем весь прошлый опыт данного летчика.
В особых случаях в полете (аварийных ситуациях) инструкции предписывают строго фиксированный порядок операций. Казалось бы, что для действий в аварийных ситуациях необходимы и достаточны автоматизированные сенсомоторные навыки. Но попытки повысить надежность действий летчика в аварийной ситуации путем отработки только исполнительных действий противоречат объективной психологической сущности этой ситуации.
Главное отличие аварийной ситуации от нормальных условий
полета не только в повышенной эмоциональной напряженности и сложности двигательных действий, но и в необходимости перестроить план действий, сформировать новый образ полета, регулирующий действия. И это в условиях, когда привычные нейтральные раздражители — шум, вибрации, ускорение, усилия на органах управления — приобретают смысл сигналов. Каждый из них mos жет стать носителем важной информации о состоянии управляемого объекта.
Процесс извлечения информации, сопоставления ее с ранее сформированным образом составляет содержание психической деятельности в аварийной ситуации, направленной на подготовку принятия решения. 0тот процесс протекает с большими затрудне-. ниями, если у летчика нет соответствующего образа полета, помогающего идентифицировать нужные сигналы. Отсюда несвоевременные и ошибочные действия даже у опытных летчиков, впервые попавших в конкретную аварийную ситуацию.
Затруднения и ошибки — результат упрощенной тренировки, направленной преимущественно на отработку исполнительных движений. Цель — обучить распознаванию признаков аварийной ситуации, как правило, специально не ставится. Отрабатывается, доводится до совершенства лишь двигательный навык. Для успешной работы в новых трудных условиях этого недостаточно. Необходимо обучить летчика распознавать признаки конкретных ситуаций.’ У летчиков, хорошо знакомых с признаками особых случаев в полете только теоретически, не может быть сформирован необходимый оперативный образ полета, который обеспечивает правильность действий. Отсюда неспособность летчика сразу выделить и распознать признаки ситуации; в-результате—запоздалые и недостаточно результативные действия.
Даже самое подробное и правильное описание признаков наступления многих аварийных ситуаций не всегда обеспечивает их своевременное опознание в реальных условиях. Теоретически подготовленный летчик не всегда может узнать поступивший сигнал, с которым он знаком только по описанию. В результате — отсрочка начала действий, ошибки. Если же такая ситуация осложняется дефицитом времени, то вероятность нарушения безопасности полета очень велика. ,
В летной практике немало примеров, показывающих, что необходимые для успешных действий в аварийных, ситуациях качества формируются по мере приобретения опыта действий в аналогичных ситуациях. Однако нельзя полагаться на стихийное формирование таких качеств. Необходимо целенаправленно формировать на земле и в воздухе готовность летчика к действиям в сложной обстановке. Следует иметь в виду разницу между уровнями подготовки летчика к действиям в обычных условиях, с одной стороны, и в аварийных — с другой.
Психологами неоднократно подчеркивалась специфичность тех качеств, которые проявляются в аварийных ситуациях, а также их отличие от качеств, проявляющихся в обычных условиях деятель — т
ности. Успешность действий в аварийных ситуациях определяется способностью летчика к быстрой оценке альтернатив, выделению существенных признаков, неосознаваемому выбору значимых сигналов. Затруднения в действиях связаны с формированием при обучении стандартйзированного характера. мышления, с чрезмерной автоматизацией навыка. Заранее заученные сенсомоторные акты могут сыграть свою положительную роль только после завершения умственных процессов, направленных на решение внезапно возникшей задачи, на определение причины и смысла случившегося.
Многочисленные летные исследования показали, что именно умственные процессы занимают подавляющую часть времени, затрачиваемого на ликвидацию аварийной ситуации, так как большинство признаков конкретной ситуации одновременно могут быть признаками ряда других ситуаций. Например, при отказе бустера элеронов, автомата регулирования управления (АРУ) возникают сходные воздействия на самолет и сходные неинструментальные сигналы. Но действия летчика при этом должны быть разными. При возникновении пожара или отказе двигателя действия летчика также не могут быть рефлекторными, они определяются многими обстоятельствами полета, которые должны быть проанализированы до начала действий.
Цель формирования специального умения как раз и заключается в том, чтобы сократить процесс распознавания ситуации. Характерные черты этого умения следующие:
1) переработка неполноценной информации, преобразование неявного сигнала в явный, побуждающий к выполнению конкретных действий;
2) гибкость, легкая приспособляемость к меняющимся условиям, прежде всего к’сложным и опасным;
3) внутренняя активность, выражающаяся в поиске скрытых признаков аварийной ситуации;
4) мобилизация умственных усилий для формирования решения.
В результат^ анализа действий летчиков в особых случаях полета удалось выявить важнейшие составляющие умения действовать в аварийной ситуации: оперативное мышление и предвосхищение (антиципация).
Оперативное мышление — это способность активно выделять из получаемой информации характерные признаки ситуации и путем умозаключений, анализа быстро вырабатывать новую схему действий.
Оперативное мышление — специфический способ переработки неполноценной информации, обеспечивающий успешность действий в неопределенных условиях, позволяющий из массы признаков выделить тот единственный, нужный, главный признак, по которому возможны опознание ситуации и принятие, решения.. Развитие у каждого летчика способности оперативно мыслить в ава-
Следующий этап тренировки проходит на тренажерах, которые позволяют моделировать большинство особых случаев. На — тренажерах с успехом можно тренировать как двигательные навыки, так и умственные умения.
Злоупотреблять, тренировками на тренажерах для совершенствования двигательных навыков при оперировании с оборудованием кабины’не следует. Такие навыки лучше осваивать в кабине реального самолета, где размещение оборудования может несколько отличаться от его размещения в кабине тренажера.
Для тренировки на тренажерах навыков оперативного мыш — ления полезно создавать проблемные и конфликтные ситуации. С этой целью можно подавать ложные сигналы об отказах той или иной системы (или ее элементов), вводить особые случаи без предусмотренной сигнализации, использовать психологические помехи типа колебаний стрелок и индексов приборов.
Следует иметь в виду, что если для выработки двигательных навыков к действиям в особых случаях необходимо неоднократное повторение одной и той же ситуации (до выработки действий необходимой точности и быстроты), то для тренировки оперативного мышления нужны внезапные и самые разнообразные усложнения.
Соответствующие вводные на данном занятии должны проигрываться только один раз с подробным разбором характерных признаков ситуации и допущенных летчиком ошибок. Вместе с тем методически полезно одну и ту же вводную давать на таких участках полета, где решения должны быть различными в зависимости от высоты полета, удаленности от аэродрома (скажем, продолжать полет или покинуть «самолет»).
Особым приемом является введение таких отказов, при которых действия могут быть отсрочены во времени. Например, при имитации отказа бустерной гидросистемы после взлета й уборки шасси летчик должен в течение всего полета удерживать в памяти необходимость выпуска шасси и закрылков аварийным способом. С помощью таких примеров можно не. только тренировать оперативное мышление, но и формировать у летчика способность к выдерживанию установленного режима полета при одновременном извлечении из памяти нужных для принятия решения сведений.
‘ Эффективность тренировок оперативного мышления достига-. ется неожиданным для летчика введением отказов и усложнений полетной ситуации. В практике тренировок инструктор нередко дает вводные в категорической форме, например: «Отказал двигатель», «Вышел из строя авиагоризонт» и т. п. Это требует от обучаемого только выполнения известных ему по инструкции действий. Следовательно, такие вводные не тренируют оперативности мышления, так как у летчика не возникает необходимости самому анализировать обстановку, по различным признакам поведения самолета и показаниям приборов ставить- «диагноз» и принимать решение.
рийной ситуации должно стать одной из задач подготовки к полетам.
Следующий компонент специального умения—-предвосхищение, или антиципация, — психический процесс ориентации на будущее. В летной..практике этот процесс представляет способность летчика по отдельным, на первый взгляд малозначимым признакам распознать событие, настроиться на определенные действия.
В результате специальной тренировки можно развить способность предугадывать по неопределенным косвенным неинструментальным признакам наступающее Событие. В этом случае неопределенный сам по себе сигнал превращается в субъективно определенный значащий признак вполне конкретной ситуации.
В отличие от способности к оперативному мышлению способ — . ность предвосхищать наступающее событие более специфична и должна вырабатываться применительно к каждому конкретному особому случаю и прежде всего к тем случаям, возникновение которых сопровождается ярким неинструментальным признаком, надпороговым физическим воздействием на летчика.
Указанные составляющие умственного умения следует целенаправленно формировать в процессе профессиональной подготовки как на комплексных тренажерах, так и в полете. Для выработки соответствующего умственного умения прежде всего должен быть проведен анализ конкретных особых случаев, причем не только теоретический, основанный на изучении ‘инструкций и технических описаний, но обязательно с опорой’на экспериментальные материалы.
В частности, необходимо иметь в виду, что психологическую сущность некоторых особых случаев на тренажерах с неподвижной кабиной смоделировать не удаетсц. Это — те особые случаи, в обнаружении которых существенную роль играют неинструментальные сигналы, т. е. ощущения летчика. Так, на тренажере и в полете совершенно различны информативные признаки отказа автопилота: если на тренажере ведущую роль играют зрительные сигналы (показания приборов), то в полете—акцелерационные ощущения (ощущения угловых ускорений и пр.). Аналогичное несовпадение определяющих информативных признаков наблюдается при отказе двигателя. В связи с этим для указанной группы особых случаев на тренажере с неподвижной кабиной можно с успехом отрабатывать последовательность действий, двигательные навыки, но нельзя выработать умственные умения по опознанию ситуации.
Формирование умений и навыков действий в аварийной обстановке осуществляется в процессе профессиональной подготовки на всех этапах.
На предварительной подготовке к полетам проводится устный опрос по действиям в особых случаях (знание инструкции). С точки зрения психологии такой метод направлен на тренировку долговременной и оперативной памяти. Эта форма тренировки необходима и полезна, но, естественно, недостаточна.
В системе наземных тренировок летного состава большое место занимают тренажи в кабинах самолетов. При этом не следует ограничиваться только тренажем с оборудованием кабины. Обязательно следует включать представление, проигрывание, в уме различных ситуаций и соответствующих действий. Продуктивность такого рода тренировок отмечают методисты летного обучения, признают многие летчики. После такого проигрыша при возникновении в полете аналогичная ситуация воспринимается как уже знакомая. В этом случае нейтрализуется один из существенных отрицательных факторов аварийной ситуации — неожиданность ее возникновения, уменьшается напряженность. К тому же проигрывание в уме адекватных конкретным ситуациям действий является также средством формирования и поддержания необходимых двигательных навыков.
Вопрос о целесообразности моделирования реальных отказов в полете в качестве метода обучения и тренировки до настоящего времени остается нерешенным. В практике подготовки этот метод используется, как правило, для ознакомления, а не для выработки специальных летных умений и навыков. Одноразовые показы фиксируют внимание на последовательности действий, изложенных в инструкции, нацелены на воспитание уверенности в управляемости самолета, т. е. в благополучном исходе полета, но они не формируют умения действовать в аварийной ситуации. Вместе с тем результаты изучения действий летчиков в аварийных ситуациях служат основанием для рекомендаций летных тренировок, направленных на выработку способности к оперативному мышлению.
Ниже будут рассмотрены особенности формирования соответствующих умений и навыков действий при отказах приборного — оборудования и систем автоматизированного управления заходом на посадку.